бизнес тренер международного уровня
Помогу повысить активность!

Новые виды и форматы обучения персонала

« Назад

«Новое – это хорошо забытое старое»

 Так уж повелось, что педагогика одна из самых традиционных наук. В виду длительного срока реализации полученных знаний в практику, процесс интеграции изменений в образовании традиционно очень длительный. Любые новые методы обучения в достаточной мере критично рассматриваются  всеми заинтересованными лицами. Учащиеся хотят получить образование с гарантированным трудоустройством, преподаватели привыкают вести обучение традиционно, администрация образовательных учреждений  опасается за возврат инвестиций на внедрение инноваций.

Тем не менее, внедрение инновационных подходов к обучению проходит в нашу жизнь. В ниже предложенной таблице,  по результатам анализа ASTD (Американское сообщество по тренингам и развитию) за 2007 год. Данные представлены по результатам анализа обучения в  Корпоративных Университетах крупных компаний (около 400 компаний в США).

5

На начало 2007 года в обучении всего 65% представляется обучением с инструктором (classroom), 20% обучения в дистанционных программах обучения (e-learning), и оставшиеся 15%  приходятся на другие способы обучения, которые мы назовем  «Подкастинг». Хочу обратить внимание на то, что «другие»  направления обучения  стремительно развиваются и с 2005 года выросло с 5% до 15% от общего количества учебных программ. Именно такие формы обучения в настоящий момент можно назвать наиболее инновационными и передовыми.

Что же такое это три типа обучения и что в них содержится? В этой статье я кратко напомню о традиционных формах  обучения и перейду к инновационным методам обучения. Наиболее подробно я напишу о «Подкастинге», так как эта форму менее других используют  в современном Корпоративном Образовании.

Обучение  с инструктором,  это наиболее традиционная форма обучения. Несомненно, этот формат обучения наиболее эффективный в виду прямой передачи информации практически без искажений.  Включает в себя различные формы обучения, такие как:

  • Лекция – самый традиционный формат обучения. Инструктор рассказывает, аудитория слушает.
  • Семинар – в отличие от лекции на семинаре проходит диалог с аудиторией, инструктор рассказывает и использует интерактивный формат (шерринг) общения с аудиторией.
  • Тренинг – инструктор выступает в роли организатора процесса обучения, которое проходит  через личный  опыт студентов. Студенты получают опыт  участвуя в заданиях и упражнениях предложенных инструктором.  
  • Коучинг – индивидуальное обучение, инструктор опосредованно участвует в обучении через раскрытие потенциала студента
  • Наставничество – индивидуальное обучение, через передачу собственного опыта. Инструктор выступает в качестве эталона.
  • Интерактивные игры (деловые, ролевые и пр.) – инструктор выступает организатором процесса обучения. Обучение проходит через моделирование ситуаций применения знаний и навыков.
  • Командный коучинг  - инструктор выступает в направляющей и поддерживающей роли для управления процессом принятия решений и поиска новых решений.

Дистанционное обучение, это формат в котором инструктор не взаимодействует со студентом напрямую, а использует другие способы передачи информации. Наиболее часто используется  для организации обучения на большом территориальном удалении от инструктора, а так же в удобное для студента время. В настоящий момент дистанционное обучение активно развивается и охватывает все больший процент учебных программ.

  • Самообучение на основе рассылки материалов почтой  - один из первых способов дистанционного обучения. Существует с момента создания почтовых пересылок, в настоящий момент используется с применением электронных средств связи. Инструктор отправляет задания для самостоятельной подготовки, а затем проводит проверку знаний. Наиболее эффективно при очном контроле знаний.
  • Интерактивные учебные курсы – современный способ дистанционного обучения с использованием  всех возможностей ПК. Учебный курс создается на платформе специализированного ПО (SCORM и пр.) в программе обучения встроены тесты и задания. В  интерактивных учебных курсах, используются аудио и видео фрагменты, 3D моделирование и виртуальные путешествия. Инструктор выступает в роли создателя курса, студенты проходят курс в удобное им время.
  • Конкурсы и развивающие игры – также довольно старый метод дистанционного обучения, существующий с момента создания радио- и телевещания. Участникам предлагается принять участие в конкурсе и решить  задачу. Инструктор выступает в роли организатора процесса рассылки заданий и сбора ответов.
  • Вебинары – групповое обучение, в котором студенты участвуют в семинаре, организованном через средства дистанционной коммуникации. Инструктор проводит обучение с использованием специализированной электронной площадки позволяющей демонстрировать учебные материалы и организовывать общение с аудиторией.
  • Видео конференции – групповое обучение, в котором студенты могут взаимодействовать с инструктором в формате вопрос – ответ, а так же слушать лекционный материал. Обучение организуется через специализированные программы, поддерживающие многоканальное общение (skype).
  • Видео уроки – это запить на видео лекционного материала, а так же фрагментов с демонстрацией  предмета обучения. Студенты могут просматривать материал в удобное для них время.
  • Запись эталонов – инструктор записывает короткие фрагменты с идеальным выполнением предмета обучения. Студенты могут увидеть, как делать правильно. Своего рода наставничество, он для большого количества студентов. Данный метод является одним из самых результативных.  При обучении студентов сложным в осознании темам: по продажам, переговорам, управлению. Необходимо увидеть, как делать правильно. Готовые эталоны позволят даже не подготовленному инструктору продемонстрировать идеальное исполнение техники. Так же запись эталонов это отличный способ перенести практику в учебную аудиторию. Демонстрация сборки/разборки агрегатов и узлов, методы работы в сложных условиях и пр.
  • Запись учебных кейсов (примеров) – инструктор создает насколько примеров на различные, реально существующие ситуации, студенты могут  увидеть различные варианты решений или принять решение самостоятельно по описанию ситуации. Готовые учебные кейсы могут служить темой для принятия решения, моделирования оценки или диагностики, проведения интерактивных игр и пр. Главное преимущество в создании примеров, просмотр или прослушивание которых позволяет выработать навыки практически без участия инструктора. Пример применения учебных кейсов: запись шумов сердца с различными диагнозами – студенты, слушая ритм сердца, тренировались в постановке  диагноза.

Подкастинг, это формат, в котором используются аудио- видеозапись и так же размещение информации в internet.  Наиболее высокотехнологичная  форма обучения.  Актуально  для неформализованного обучения, повышения квалификации и самообучения. В настоящий момент  большинство предложенных ниже форм обучения не используется в России.

  • Аудио книга – это формат обучения, в котором студент слушает запись  лекции инструктора. Достоинства формата понятны, возможность прослушивания учебного курса в машине, общественном транспорте, дома или на работе. Затраты на создание материала окупаются за счет количества потенциальных студентов. Отлично подходит для создания Welcome  тренинга, а так же переноса на этот носитель корпоративных стандартов (позиционирование, миссия, преимущества).
  • Аудио и видео подкасты на социальных сетях – это формат обучения, в котором инструктор создает небольшие учебные фрагменты и размещает в социальной сети.  Студенты самостоятельно находят и обмениваются между собой информацией, наиболее значимой для своей деятельности. Данная технология активно используется в общественных социальных сетях, однако, современные системы организации дистанционного обучения поддерживают создание Корпоративной Социальной Сети. Кроме того, некоторые  подкасты можно размещать в сетях общественного доступа. Многие материалы могут быть интересны как для сотрудников компании, так и для внешних клиентов. Достоинства метода – неформальный подход к обучению и высокая ценность полученных материалов для студента, так как он получает его по рекомендации. В подкастах, можно создавать: красочные описания нового ассортимента или услуги, производить информирование о новостях компании и пр.
  • Аудио гид – это запись лекционного материала о предмете обучения с привязкой к визуальному осмотру предмета обучения. Обучение происходит самостоятельно, но направляется инструктором, который создает запись. Особенность данного формата заключается в необходимости его прослушивания в определенном месте. Сейчас это распространенная практика в Европе по организации экскурсий по музеям. В бизнесе можно создавать аудио гиды для путешествия по складу, офису для новых сотрудников. Создавать экскурсии по архиву и пр. Наиболее эффективная форма при стабильном, редко изменяющемся пространстве. Основное преимущество экономия времени на входящем обучении.
  • Интернет серфинг (поиск по интернету на заданную тему) – формат обучения, заключающийся в использовании возможностей internet. Инструктор формирует задание для студентов на поиск информации с сети. Студенты самостоятельно осуществляют поиск информации, параллельно получая информацию о предмете обучения. Для контроля обучения студенты предоставляют отчет. Часто используется как конкурс. Применение данного метода наиболее эффективно в качестве пост тренингового сопровождения. А так же эффективно для повышения квалификации подчиненных в новом ассортименте или технологиях. Ввиду малых затрат на производство можно формировать задания на регулярной основе.
  • Блоги по теме – инструктор ведет собственный блог в internet  по теме обучения и рекомендует  его студентам для самостоятельной подготовки. Инструктор размещает в своем блоге ссылки на дополнительную информацию по теме тренинга.

Основная задача при создании блога – привлечение к нему читателей. Для решения этого вопроса необходимо: презентовать свой блог, на каждом обучении, своевременно отвечать на посты, а так же постоянно дополнять новой информацией. Основное преимущество существования блога – это возможность в неформальной форме делится своими впечатлениями и опытом эффективного взаимодействия, оставлять ссылки на интересные ресурсы с дополнительным материалом.

  • WIKI (энциклопедизм) – создание базы знаний, с которой работают студенты самостоятельно при необходимости в информации. Инструктор работает над удовлетворением запроса студентов в информации, предоставляя новые статьи в базу знаний. Создание собственной базы знаний в корпоративной сети повышает посещаемость и общий уровень подготовки сотрудников.

 Некоторые выводы: современное обучение взрослых может включать в себя не только традиционные формы, но и новые формы неформального  обучения с применение высоких технологий.

 В качестве демонстрации ценности неформального обучения можно привести следующий график.

6

Так видит Тони О’Дрисколл (профессор делового администрирования) распределение отношения формального и неформального образования в практической деятельности. Чем больше работает сотрудник, тем более неформальные подходы к образованию он использует.  В то же время, без базового формального образования нельзя начинать изучение неформальных методов.  Эффективность на каждом этапе становления навыков профессионала в разной степени формализованы. Использование формального и неформального обучения это как использование кирпичей и раствора при строительстве стены. Без формального образования не будет ровной стены, а без раствора стена рухнет. Неформальное обучение скрепляет полученные знания и навыки и формирует профессионала.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Заявка

Назначить беседу с Николаем в удобное время:

Ознакомлен с пользовательским соглашением
Уникальное предложение

Смотрите новое предложение:

Серия тренингов "Мотивационный менеджмент"с подарком.

Изображение 1
Изображение 2
Изображение 3
Изображение 4
Изображение 5
Перепечатка, а равно использование материалов с данного сайта, разрешена только по согласию с владельцем.
Телефон:
Адрес:
г. Москва, ул. Ломоносова, д. 4, кв. 5