« НазадСтатья «Мотивация по-русски»Сколько можно обсуждать мотивацию? По-видимому, до тех пор, пока руководители и собственники бизнеса не поймут, что их сотрудники действительно работают на 100%. Как создать условия для наивысшей включенности в работу для сотрудников? Как проконтролировать вклад сотрудника? Как оценить уровень мотивации? Обсудим в это статье последние исследования в области мотивации работника. Начать следует с вопроса: «Как оценить мотивацию сотрудника?» Надеюсь читателю понятно, что мотивация и результативность - это не одно и тоже. Конечно хотелось бы чтобы высокий энтузиазм давал высокий результат, но это не так. Мотивация показатель личного интереса работника к деятельности и в случае на производстве повышает качество продукции, а в коммерции увеличивает активность в работе с клиентами. В целом трудно оценить уровень мотивации сотрудников. Тем более, когда речь идет об оценке вклада в результат компании. Однако есть косвенные признаки заинтересованности сотрудника, вот некоторые из них доступные для оценки без профессионального специалиста:
Все показатели по отдельности нельзя считать достаточным для принятия решений. Тем не менее в комплексе, а также в сравнении работников между собой. Можно делать выводы. Вот данные по среднему количеству отработанных часов в различных странах мира. Показатели трудового подвига жителей стран мира (количество часов работы в год):
Отдельно хочу отметить, что в США этот показатель стремительно падает последние 100 лет. В частности, еще в 70ых годах, средний показатель отработанных часов был свыше 2000 часов в год. Можно сравнивать развитие экономик: России, Японии, США, мы не будем уходиить от темы статьи. Уверен в одном меня поддержит читатель: уровень мотивации работника в США и Японии на порядок выше чем в России. Вот несколько примеров типично русской мотивации: Продавец, после хорошей сделки работает с воодушевлением, до первой сорванной сделки. Дворник метет улицу веселее после случайно найденных 50 рублей, но только до тех пор как он их не потратит. Фрезеровщик работает с большим энтузиазмом поле получения премии за рационализацию, но только до отказа внедрить его следующее предложение. Еще один характерный пример, в крупных организациях опытные сотрудники с наиболее высокими окладами и заработком, работают с более низкой мотивацией, чем их молодые коллеги. Данный эффект принято называть «мудростью» или опытом, оправдывая таким образом потерю мотивации у опытных специалистов. Факт на лицо: Мотивация сотрудника зависит от высокого результата в работе, но только на незначительное время. Обращаю внимание, что подобное поведение характерно для России, а также ряда стран постсоветского пространства. Данный феномен показывает особенности систем мотивации, построенных на стимулировании сотрудника к труду. У такого подхода есть существенный недостаток: выстраивание с работодателем отношений по принципу: стимул – реакция. Работник ждет достаточного стимула для того чтобы, прилагать собственные усилия для достижения предложенных благ или избегания наказаний. И пока стимула нет, усилия снижаются до минимального уровня. Казалось бы, в чем проблема, давайте поставим руководителей способных постоянно стимулировать сотрудника к достижению результата, но не тут то было… Включается еще один психологический механизм: Человек привыкает к любому стимулу (в равной степени как к поощрению, так и наказанию). Живой пример: постоянное желание работника увеличить собственный оклад. Как часто мы сталкиваемся с подобным в работе. Но как долго сотрудник работает с воодушевлением после увеличения оклада? По статистика приблизительно 1 – 2 месяца. Затем существующий оклад становиться само собой разумеющимся... Таким образом, практически любая система мотивации, построенная на стимулировании к достижению результатов не воодушевляет сотрудников. А скорее создает обратный процесс, так как множество людей просто не любят работать в системе. Как можно улучшить систему симулирования? Наиболее значимые факторы для сотрудника, выявленные в Гарварде:
Вывод: В любом системном подходе необходимо создавать индивидуальные условия. Как следствие бремя мотивации сотрудников ложиться на их непосредственных руководителей, которые в свою очередь зачастую не подготовлены к работе с мотивацией сотрудника. Важнейшая задача службы по работе с персоналом, создать условия для индивидуального подхода в работнику, а так же подготовить руководителей к управлению мотивацией сотрудников. Подготовлено для газеты "Комсомольская правда" КомментарииКомментариев пока нет |
Смотрите новое предложение:
Серия тренингов "Мотивационный менеджмент"с подарком.